Апокрифы

Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

Первое послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

1 Мрак исчезает при свете, и особенно при великом свете; неведение прогоняют познания, и особенно великие познания. 
2 Принимая это в смысле превосходства, а не лишения, утверждай непреложно, что неведение Бога сокрыто от тех, которые имеют свет и познание о вещах; 
3 что этот высочайший мрак Его скрывается при всяком свете, равно как и при Нем скрывается всякое познание. 
4 Если кто, увидев Бога, уразумел то, что видел, – это значит, что не Его он видел, а что-нибудь из существующего и познаваемого. 
5 Сам Он, будучи выше ума и выше бытия, по тому самому, что не принадлежит к числу познаваемых и случайно существующих предметов, существует сверхсущностно и познается превыше ума. 
6 И это в преимущественном смысле совершенное неведение есть познание Того, Который выше всего познаваемого. 
  
 

Второе послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

1 Каким образом Тот, Кто выше всех, выше и начала божественности, и начала благости? 
2 Ты поймешь это, если под именем божественности и благости будешь разуметь самый предмет благосообщительного и обожительного дара 
3 и то неподражаемое подражание, через которое мы делаемся причастны божественности и благости, – подражание Тому, Который выше божественности и благости. 
4 Ибо если это служит началом божественности и благости тех, которые им причастны, то Тот, Кто выше начала всякого, конечно, выше и так называемой божественности и благости, приемлемых за начало божественности и благости. 
5 Как неподражаемый и недостижимый, Он выше всякого подражания и достижения и выше тех, которые подражают и достигают общения с Ним. 
  
 

Третье послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

1 Внезапно – значит то, что бывает сверх ожидания и вдруг делается явно, будучи до того сокрыто. 
2 В отношении к человечеству Христову, я думаю, слово Божие показывает этим и то, что Сверхсущностный, будучи доселе сокрыт, явился нам в существе человеческом. 
3 Но сокровенным Он остается и после явления, или, скажу еще более, и в самом явлении, 
4 ибо сокровенно это таинство Иесуа и само по себе никаким словом, ни разумом не изъяснимо, но остается неизреченным даже тогда, когда изрекается, и непостижимым, когда уразумевается. 
  
 

Четвертое послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

1 Каким образом, говоришь ты, Иесуа, Который выше всех, причисляется по существу к прочим человекам? 
2 Конечно, здесь Он называется человеком не как Творец человеков, но как истинный человек, имеющий полное естество человеческое. 
3 Впрочем, мы не ограничиваем Иесуа человечеством, ибо Он не человек только (иначе Он не был бы сверхсущностным, если бы был только человеком), 
4 однако, Он истинный человек, который из несравненной любви к человекам, будучи сверхсущностным, принял сущность от человеков по образу человеческому и сверхчеловеческому. 
5 Но, тем не менее, Он преисполнен сверхсущности, будучи всегда сверхсущностен, конечно, по преизбытку ее, и, приняв истинную сущность, стал в сущности выше сущности и совершал действия человеческие сверхчеловечески. 
6 Доказательством этому служит сверхъестественное зачатие Девы и вода, которая, несмотря на свою текучесть, держала тяжесть стоп, из вещества и земли образованных, и не разступилась под ними, но сверхъестественной силой удержалась от разлития. 
7 Можно представить и другие примеры, которых весьма много. Кто будет взирать на них в божественном свете, тот уразумеет непостижимым для ума образом, что и то, что утверждается о человечестве Иесуа, имеет силу преимущественного отрицания. 
8 Ибо, скажем короче, Он и не был человек, не потому, что не был таковым, но поскольку был выше человеков, родившись от человеков и стал истинным человеком непостижимым для человека образом. 
9 И совершал действия божественные не как Бог и человеческие не как человек, но как вочеловечившийся Бог действовал, пребывая с нами, неким новым богомужным действием.


Апокрифы